Отличная книга.
Забудьте про сюжет, про внезапные повороты и элементы фантастики. Они лишь средство поместить героев в сложные обстоятельства. Книга совсем не о них.
Книга в первую очередь о ответственности лидера за группу и человека за самого себя.
- Стать ли жестоким тираном, если твоя семья оказалась в крайне жестоких обстоятельствах?
- Пытаться ли подготовиться к угрозе, если знаешь, что она тебя сметет?
- Как принять границы своих возможностей, если член твоей семьи болен?
- Сытое рабство или голодная свобода?
- Как подавить мятеж близкого человека?
- Как поведет себя слуга, ставший хозяином и наоборот?
- Как предвидеть хотя бы что-то из этого?
- Отец, но скажи же, ради бога, почему ты не можешь руководить демократично? Я вовсе не собираюсь захватывать власть, я просто хочу, чтобы все было честно.Здесь Хайнлайн отлично сформулировал мою претензию к поборникам критики и советов. К тем, кто возмущается: "А почему меня не спросили? А отчего со мной не согласовали?"
- М-м-м, да, ты не хочешь власти. Ты хочешь быть пассажиром на заднем сидении, который может указывать водителю, как ему поступать.
- Чепуха! Просто я хочу, чтобы все было демократично.
- Неужели? Следовательно, нам придется устраивать голосование по вопросу о том, должна ли Грейс работать наравне со всеми нами? Имеет ли она право накачиваться ликером? А удалять ее из зала во время дебатов, или нет? Может быть, ей следует остаться и защищать себя от обвинений в лености и пьянстве? Значит, ты согласен подвергнуть родную мать такому позору?
- Не говори глупости!
- Нет, просто я пытаюсь выяснить для себя, что ты понимаешь под "демократичностью". Если ты подразумеваешь постановку любого вопроса на голосование - ладно, готов помочь тебе попробовать, если ты, разумеется, заставишь себя подчиняться любому решению большинства. Пожалуйста, становись главой группы. Я устал от ответственности.
Доброшу Рузвельта:
Нет, не критик, который все заранее рассчитывает, не человек, указывающий, где сильный споткнулся или где тот, кто делает дело, мог бы справиться с ним лучше, — уважения достоин тот, кто на самом деле находится на арене, у кого лицо покрыто потом, измазано кровью и грязью, кто отважно борется, кто допускает ошибки и раз за разом проигрывает, кто знает, что такое великий энтузиазм, великая преданность, и не позволяет себе свернуть с достойного курса, кто, если ему повезет, достигает в итоге высочайшего триумфа, а если не повезет, если он проигрывает, то по крайней мере, после великих дерзаний, и потому его место никогда не смогут занять те холодные и робкие души, которым не знакомы ни победа, ни поражение.Книгу к прочтению рекомендую.
> Ты хочешь быть пассажиром на заднем сидении, который может указывать водителю, как ему поступать.
ОтветитьУдалитьСудя по цитате, папаша умеет проникать в мысли. Он прямо по книжке непогрешим или тоже ошибается и делает какие-то годные выводы?
Это его сын и они много общались. Да и в книге это не первый диалог на такую тему.
Удалить