пятница, 6 января 2017 г.

Про то, откуда иду

Главпроектировщик, Сергей, с коллегами создал манифест о хорошем, правильном проектировщике. А про тестеров у нас в компании такого нет.
Короче, я тоже захотел. Но не осилил.

Кто такой - отличный тестировщик?

Кого я называю отличным?
В чью группу хочу попасть?
Кто работает лучше меня?
На кого равняюсь?
У кого хочу учиться?

В мире? Виттакер, Канер, Бах, Болтон. Почему? Они профессора, программисты, авторы книг, евангелисты. Я читал их книги и статьи.
В стране? Руколь, Назина, Баранцев, Александров, Мартыненко, Мериин, Нечаева, Высоцкий. Почему? Они известные тренеры и докладчики. Я был на тренингах и слушал доклады.
В Екатеринбурге? Юра Р., Женя А., Илья В., Ната С.. Почему? Они умеют работать, у нас были совместные проекты.

- Можно ли стать отличным, не интересуясь, как работают другие?
- Нет.

Так, хороший тестер любопытен к тому, чем занимаются и не занимаются коллеги. Есть много способов: блоги, хабр, книги, собеседования, сообщество, соревнования, увольнение.

Так и записал. Что еще?
Не знаю.

Не могу описать идеал, сам им не являясь.
Но я хочу стать хорошим тестировщиком десять лет и и надеюсь, что двигаюсь в правильном направлении.

Куда и откуда?
Прежде всего это история людей, с которыми работал.

Первый шаг - про то, как я вообще все сделал неправильно. Возможно, потому что пытался сделать все сам. Первый тестировщик в проекте и компании. Цель - поиск большего количества ошибок, провальный проект по автоматизации - один непрерывный функциональный тест через интерфейс на 50 минут. Книг не читал.

Второй шаг - в Наумене удалось вместе работать с руководителем разработки SD, программистом А.Л..

Он тратил свое время на обучение и воспитание сотрудников.
Вместе с ним за пару лет прошли от "программисты пишут какой-то код без CI" до "релизим ежедневно с постоянно зеленых тестов". Первые в компании использовали скрам (по канону), перешли на git, ввели системное автоматизированное тестирование на всех уровнях, системное нагрузочное тестирование в CI.
Он садился и делал задачи вместе со мной.
Примером показывал, как использовать блокнот и хоткеи в IDE.
Показывал, как считает время и как складывает текстовые файлы у себя на компе.
Вникал в детали моих задач. После получаса совместной работы обычно оставалось ощущение "а почему я все это не сделал сам?".
Учил начинать с проблем, а не с решений.
Учил писать требования, контракты и письма.
Учил отличать полезную работу от бесполезной и признаваться, что делал бесполезную.

Третий шаг. В тот период я занялся переводом "lessons learned in software testing", книги, которая не столько о стандартах, техниках и методологиях, сколько о о ситуациях, в которые попал автор. Читая ее я чувствовал, что веду диалог с автором о том как жить и работать.
В ней есть понемногу обо всей жизни тестировщика. Попасть на работу, работать руками, что и зачем автоматизировать, на какие конференции ходить, какие подходы срабротали, какие нет. Как нанимать и как увольняться.
Иногда даже удавалось успешно применить какой-нибудь из 293 уроков.Рассылка о состоянии тестирования, посещение конференций, маркетинг своей деятельности и многое другое вышло со страниц этой книги.
Канеру в деле воспитания меня помогали Блэк, Виттакер, Криспин, Адизес и многие другие.

Следующий шаг и следующий человек - Ю.З., аналитик, менеджер разработки.

Она - все больше про то, как выражать свои мысли и отсекать все лишнее. Кстати, ни один спор с ней я не выиграл, как бы ни готовился и насколько бы ни был прав (а иногда был!).
А значит, надо готовиться лучше, формулировать четче и соображать быстрее.
Она говорила, что у специалиста должно быть основное умение. У аналитика - писать текст. Программист - писать код. Тестировщик - решай сам. Наверное, придумывать кейсы. Остальное можно отсечь и сосредоточиться на том, что действительно нужно.

А еще показала как по-разному можно решать задачи.
Автор 500 постановок к одному продукту - показала, как вести продукт с 5 аналитиками и практически без ТЗ - в привычном нам виде. Менеджер, собравший топовую команду тестирования - показала, как жить без багтрекера и без открытых багов. Мне, тестировщику показала.

Еще одна хорошая штука, которой я хотел у нее научиться  - умение жить в хаосе. Признать, что бардак был, есть и будет. Признать, что внезапные события будут происходить, планы нарушаться, договоренности забываться, а сроки проебываться. Что незачем иметь точность выше, чем шум.

- Что дальше?
- Не знаю. Наверное, опять ищу человека.

- Пост точно про тестирование?
- Нет. Про жизнь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий