суббота, 13 июня 2009 г.

Лекция. Шуточная, но от того не менее серьезная.

Внимание! Автор текста - не я. Это пересказ своими словами того, что я слышал и читал. Надеюсь, никого не обидел.


По мотивам лекции, прочитанной ведущим программистом отделу SD в четверг. А также по мотивам обзорной лекции, прочитанной Бригом в неизвестном здании Новосибирска(Хроники тестировщика). практически ничего не добавил от себя, а лишь смержил две отличнейших лекции.
Слушайте и не говорите, что вы не слышали.


Моменты, котрые будут освещены в этой части:
1. Направление развития тестирования в отдельно взятой компании.
2. Параметры завершенности работы.
3. Мнения участников цикла разработки.
4. Основы взаимодействия участников цикла разработки.
5. Один из мифов тестирования, разработки, да и вообще жизни.

Начнем:

- Господа! Я хочу начать свою лекцию с … да, присаживайтесь и посмотрите, какая вокруг весна, а мы тут паримся в душном офисе.. О чем это я? Передайте-ка мне черный фломастер и да возгорится пламя…

Саша схватил фломастер и провел черную горизонтальную черту поперек доски.

- Вот вы говорите «Царь, царь…». О чем это я? Ах, да, о тестировании. В общем, дамы и два очаровательных господина, я хочу сказать следующее. В любом деле, в том числе и в тестировании, есть несколько подходов. Официальный и неофициальный.


Первый мы используем, когда хотим засрать мозги ближнему своему так, чтоб нам выдали премию, погладили по голове и вообще. Мы находим много багов. Например, берем модуль и находим в нем три сотни ошибок, из которых двести опечаток, а до остальных клиент доберется только если он страдает манией преследования, осложненной маниакально депрессивным психозом. А потом берем число багов, умножаем его на соответствующие приоритеты и получаем еще кучу цифр. Из этих цифр строим десять красивых графиков в Экселе, благо, в нем есть все для этого необходимое. Потом лезем в Интернет, добавляем в отчет что-нибудь слегка – а лучше даже не относящееся к теме. Много говна в родном Интернете. Если босс все еще недоволен – добиваем диаграммами. И уж совсем сравниваем с землей формулами из высшей математики. Любые десять цифр легко переворачиваются так, что любому нормальному человеку уже через три минуты хочется повеситься. А в большинстве случаев начальник, хоть и скотина, но человек нормальный и приставать он к вам уже не будет. Ибо времени у него нет разбирать подобную хрень.

Второй подход диаметрально противоположен и заключается в том, чтоб не ебать мозги начальству, а признаться, что триста багов – это триста багов и делу нихуя не помогут и нужны деньги и идеи на следующие триста.

Зачем вы пришли сюда, господа? За исключением Макса, которому лишь бы не работать. Что, трудно прочесть литературу, заботливо выложенную в интранете и проникнуться? Вы пришли сюда, чтоб понять, что вам делать дальше. Вы пришли сюда за обыкновенным человеческим пониманием. И вся ваша проблема заключается в том, что информации до хуя, а понять ничего не можете. Книжки я вам потом назову и вы их прочтите, они несут разумное, доброе и вечное.

А пока вам надо понять общую идею, общий вектор нашего с вами движения.

Итак, приходит значит, серый волк к бабушке.. О чем это я? Ах да.
Ответьте мне на один простой вопрос. Нам с вами дали задание и мы его делаем. Когда мы с вами будем считать, что работа сделана и можно с чистой совестью требовать заработанные потом и кровью, чтоб тут же пропить их в кафе «Бристоль» и потратить на Прекрасных Дам?

Я и другие программисты скажут вам – как только произошел commit. Только не надо сразу хватать меня за воротник и бить по ебалу. Я университет заканчивал, курсы, у меня на стенке дипломы висят.

Вот вы, тестировщики, считаете, что модуль дописан, когда протестирован. И вы правы.
Так, остальным не верещать, мы медленно идем дальше. ПМ’ы считают, что модуль можно считать дописанным, когда он успешно прошел сборку инсталляции и был утром во вторник отгружен клиентам.

Те из ПМ’ов, у которых есть еврейские корни, справедливо заметят, что все нихуя не так, и модуль считается дописанным, если акт подписан и прошел банковский перевод, который можно тотчас обналичить и использовать так, как я сказал выше.

Что ты размахиваешь ушами, Максим? У вас свое мнение? Ты говоришь, что все вышесказанное пиздежь и провокация и модуль готов, если на него за месяц поступило не сто жалоб, а одна и то, чтоб поправить цвет с василькового на малиновый? Не шуми, ты тоже прав.

Оля сидит и улыбается, и я скажу вам, почему она улыбается. Она знает, что автоматизировать тестирование модуля можно в лучшем случае, если он полгода используется и за эти полгода не был переписан практически с нуля раз десять.

Идем дальше. Когда ПМ пишет, буквально кровью по винчестеру, что надо собрать стенд и протестировать он считает, что все тестировщики тут же подорвутся и щелкнут даже по самой дальней ссылке продукта.

Да вообще, любой нетестировщик наивно считает, что надпись «тестировать продукт» означает покрытие продукта ручным и автоматизированным тестированием процентов на 110. Или на 120.
А в абсолютно то же самое время тестировщики видят это письмо и не видят на нем крови. А думают так: хватит и пары человек на пару дней. Нам и без этого есть чем заняться, порно из Интернета само не скачается.

О чем это я? Да вообще, многие отделы считают, что у нас в SD многовато тестировщиков. Не смейся, Оля, я и сам знаю, что не мешает нанять еще столько же. Но и это не выход, почему-то многие коллеги должностью старше ПМа думают, что тестировщика заменить легко. Наивные. Настоящие тестировщики любят свою работу и могут говорить о ней бесконечно, к ним пМы в очередь стоят. Если такой человек будет работать программистом, то провал его карьеры обеспечен. Но тестирование – это тестирование. Тут свои законы и свои авторитеты.


Итак, основная наша проблема – не деньги. Не нехватка высоко, блядь, оплачиваемых специалистов. Тридцать лет назад один опездол без высшего создал одну из самых крутых софтверных контор в мире. Наша проблема даже не в нехватке ресурсов.
Наша основная проблема – взаимопонимание. Да, Полина, ты правильно говоришь, все телепаты в отпуске.

Конец первой части.

Теперь пост-скриптум, который прочесть прошу: там еще две трети лекции, но я буду продолжать только если кому-то интересно. Поэтому - отпишитесь, кому интересно, хотя бы плюсодином.
В продолжении, если оно последует, будут рассмотрены методы борьбы с мифами, вопросы продукта и процесса разработки.

8 комментариев:

  1. брависсимо!
    остальные две трети, пожалуйста, в студию!
    и если подобные эксперименты будут еще проводиться, то тоже сюда, плиз, отчеты!

    ОтветитьУдалить
  2. Жги еще!

    Отличное изложение отличного материала.

    ОтветитьУдалить
  3. хочу остальные две трети =)

    ОтветитьУдалить
  4. выводы:
    1) автору сего текста лишь бы не работать...что отчасти правда...
    2) автору сего текста не быть программистом...

    вопросы:
    1) почему порнуха не качается сама??
    2) почему автор сего текста пошел в техи, а не в тестеры, где ему самое оно место??

    *ушел читать вторую часть лекции*

    ОтветитьУдалить
  5. С выводами согласен, это очевидно, хех :)
    Ответы:
    1. Торренты и рсс это хорошо, но может накачаться много гадости, а программного или аппаратного механизма фильтрации по эстетике контента пока нет.
    2. В тестеры не было набора. Это раз. Я планирую и начальство не против занять меня в автоматизации тестирования. Это два.

    ОтветитьУдалить